- Иван IV Васильевич Грозный
-
ИВА́Н IV ВАСИ́ЛЬЕВИЧ ГРО́ЗНЫЙ (1530—84) — первый венчанный царь Моск. гос-ва (с 1547), создатель и апологет концепции монаршего богоподобия (царь — "аки Бог").
Сын Василия III Ивановича и Елены Глинской. В 7 лет осиротел. Юность И. пришлась на годы боярского правления (1538—48), к-рое сопровождалось борьбой за власть между враждующими боярскими группировками Шуйских и Вельских. Активное участие И. в гос. деят-ности начинается с создания Избранной рады (1549), фактич. рук. к-рой был А. Ф. Адашев. В 1549—60 осуществил реформы в обл. центрального и местного управления (оформляются важнейшие приказы, ликвидируется система "кормлений"), права (составляется общегос. кодекс — Судебник), армии (ограничивается местничество, создаются основы стрелецкого войска) и др. После падения Избранной рады (1560) единолично проводил линию на укрепление самодержавной власти. Вел борьбу с остатками феодальной раздробленности в стране, расправляясь с политич. противниками методами опалы, казни и ссылки. В 1565 ввел опричнину; начал казни сторонников Вл. Андр. Старицкого; в 1569 заставил его выпить яд. В том же году по указанию И. Малюта Скуратов-Вельский задушил митр. Филиппа, выступившего против опричнины. Характерной чертой соц. политики И. было усиление крепостного гнета (отмена Юрьева дня и введение заповедных лет). В народе получил прозвище "Грозного", отразившее представление о нем как о царе-тиране. И. сыграл большую роль в разработке официальной идеологии "самодержавства"; во внешней политике проводил курс на доведение до конца борьбы с преемниками Золотой Орды, расширение терр. гос-ва на В. и овладение берегами Балт. моря на З. В результате военных походов И. в 1547—52 было присоединено Казанское, в 1556 — Астраханское ханство; в зависимость от И. попали сибирский хан Едигей (1555) и Большая Ногайская орда (1557). Однако Ливонская война (1558—83), приведшая к разгрому Ливонского ордена (1562), не решила осн. задачи — выхода к Балтийскому морю.
Неоднократно проявляя свой необузд. характер, во время одной из вспышек гнева И. в 1582 нанес смертельные побои своему сыну Ив. Ив. От его кровавых расправ и массовых репрессий гибли и его политич. противники, и десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей.
Автор многочисл. соч. — посланий Андрею Курбскому, европейским монархам, подданным, инокам Кирилло-Белозерского мон., богословских трактатов и др., И. обладал незаурядным лит. талантом. Переписка с Курбским является примером жанра "открытого письма", предназначенного не только для адресата, но и для широкого круга читателей. Осн. проблемы, поднимаемые в переписке обеими сторонами, взаимоотношение царской власти и аристократии. Курбский обвиняет царя в несправедливых казнях и опалах, И. приводит примеры из Библии и византийской истории, свидетельствующие об опасностях боярского самовластия, ссылается на конкретные примеры своего детства. В посланиях И. наряду с цитатами из богослужебных кн. и писаний Отцов церкви приведены ссылки и на апокрифич. соч. В послании И. в Кирилло-Белозерский мон. особенно ярко выражена отличит. особенность его стиля, в т. ч. прихотливое сочетание церковнославянизмов и просторечия ("пияных баб басни", по отзыву его оппонента Курбского), предвосхищая прозу Аввакума, Карамзина и Пушкина. Он диктовал, а не писал, следуя византийскому и сказочно-мифологич. запрету "оказать свою руку", действенному вплоть до времен Емельяна Пугачева. Подобно тому, как Господь своим Словом строит мир, И. своим словом "учреждает" жизнь России. Бог-Слово творит вне образов, поэтому и Грозный отказывается от лит. этикета, обязательного для всякого средневекового писателя. Для И. характерно "скоморошество" даже в офиц. посланиях к иностр. государям; особенно ярко оно проявляется в его частных посланиях (Василию Грязному, 1574 и др.). Иногда И. пользовался лит. псевдонимом "Парфений Уродивый".
И. занимался также гимнографией. Известен как автор текста 4 стихир из службы Владимирской иконе Богоматери и 7 стихир из службы митр. Петру. На эти тексты выявлено неск. редакций распевов — знаменная, путевая и редакция списка клирошанина Лонгина (остается неясным, являлся ли И. автором напевов). Текстовое содержание стихир позволяет предположить, что они сочинены по случаю празднования Казанской победы (1552). И. принадлежит "Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе" (Д. Лихачев), а также тропарь и кондак Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору.
И. сыграл важную роль в орг-ции книгопечатания; по его инициативе было осуществлено стр-во в Москве храма Василия Блаженного и др. сооружений. В фольклоре И. — герой нар. ист. песен ("Взятие Казани", "Кострюк", "Гнев И. Грозного на сына" и др.) и сказок ("Горшеня", "Гуси с Руси", "Шибарша"). В свидетельствах об И. преобладают вымышл. сюжеты, мотивы и поэтич. характеристики, в к-рых отразился нар. образ царя: его жестокость, самоуправство, вспышки гнева, но и отходчивость, умение общаться с простыми людьми. Фольклор по-своему истолковал борьбу И. с боярством, взятие Казани, разгром Новгорода, женитьбу на черкесской княжне, конфликт с сыном и т. д., отразив как отношение народа к реальному ист. лицу 16 в., так и его опыт осмысления самодержавной власти на Руси.
Лит.: Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975; Его же. Царство террора. СПб., 1992.
Царь Иван Грозный
Иван Грозный и сын его Иван. Худ. И. Е. Репин, 1885
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.